Pages Menu
Rss
Categories Menu

Опубликовано by on Май 24, 2020 in Избранное, Новости епархии, Свежие записи | Нет комментариев

«Жизнь для вечности»

Помощник благочинного по религиозному образованию и катехизации, заместитель директора по учебно-воспитательной работе лицея №26 г. Саранска Светлана Николаевна Тюменцева стала победителем в номинации «Разработка воспитательного мероприятия» всероссийского конкурса авторских методических разработок воспитательного взаимодействия «Воспитываем новое поколение», посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Конкурс проводился на кафедре педагогики Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева с целью выявления новаторских идей и инновационного опыта педагогических работников, популяризации лучших практик организации воспитательного взаимодействия по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи.

По словам Светланы Тюменцевой, участие в подобных мероприятиях позволяет не только делиться своим педагогическим опытом с коллегами, но и способствует развитию воскресных православных школ. В Юго-Западном благочинии г. Саранска при храме святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, трудами благочинного протоиерея Олега Копылова в феврале текущего года была организована работа воскресной школы для детей начальных классов. После отмены режима самоизоляции ребята продолжат изучать Закон Божий, изобразительное искусство, церковнославянский язык и молитвы. Протоиерей Олег Копылов обеспечил детей и преподавателей основной учебной и учебно-методической литературой, необходимой для осуществления образовательного процесса. Также благодаря усилиям настоятеля сформирована православная библиотека, которая пополняется и педагогическими разработками. Светлана Тюменцева всегда рада помочь воскресной школе.

— Педагог в полной мере осмысливает характер учительского труда как православное служение. Его нелегкий, но плодотворный труд направлен на духовно-нравственное становление детей, на открытие в душе ребенка образа Божиего, — говорит Светлана Тюменцева.

Конкурсная работа педагога посвящена книге Николая Евграфовича Пестова «Жизнь для вечности». Методическая разработка Светланы Тюменцевой, получившая высокую оценку, пополнит библиотечный фонд воскресной школы, а дети обязательно познакомятся с книгой Николая Евграфовича Пестова «Жизнь для вечности», повествующей о короткой жизни солдата, погибшего в годы Великой Отечественной войны.

 

***

 

Методическая разработка

 мероприятия, посвященного 75-летию Великой Победе

для обучающихся 4-х классов

«Жизнь для вечности» 

Тюменцева С. Н.

преподаватель курса ОРКСЭ,

заместитель директора по УВР

МОУ «Лицей №26» г.о. Саранск

 

Цель: формирование активной гражданской позиции, патриотической сознательности, чувства долга и гордости за свою страну, народ;

 

Задачи:

        — воспитание у обучающихся патриотизма и гражданственности;

         — сохранения памяти победы над фашизмом;

        — передача нравственных ценностей поколений;

        — формирование у младших школьников черт характера и личностных качеств       защитника Родины;

— активное содействие сохранению связей между поколениями, преемственности  поколений;

— повышение интереса к истории Великой Отечественной войны, сохранение памяти о её героических событиях;

     —  сохранение у обучающихся памяти о воинской славе своих предков.

Форма проведения: литературно-музыкальная композиция.

Место проведения: Зал торжественных церемоний лицея 

Оформление и оборудование для проведения мероприятия: проектор, экран, компьютер, военная форма, записи песен военных лет, свечи, цветы для ветеранов и гостей.  

Целевая аудитория: обучающиеся 4 класса 10-11 лет.

Продолжительность: 60 минут.

Приглашенные: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны педагогического труда. 

 

Учитель: Здравствуйте, дорогие наши дети, гости!

                    75-летие Победы в Великой Отечественной войне мы отмечаем с чувством бесконечной благодарности всем тем, кто спас планету от нацизма. Самой страшной, самой кровопролитной за всю русскую историю. Тяжелейшими были ее дни. Упорно сражались, отвечая контрударами врагу, солдаты, матросы, рабочие – ополченцы; стоят насмерть на заставах и в приграничных дотах бойцы в зеленых фуражках. Именно Отечественной была объявлена эта война сразу же после нападения фашистской Германии на СССР. Великая Отечественная война стала огромным испытанием для народов нашей страны. Это была война, в которой решалось – будет ли у народов Советского Союза будущее вообще. Детям, внукам, героев Великой Отечественной войны и всем последующим поколениям надлежит не только хранить память о победителях, но и своими действиями постоянно подтверждать, что «никто не забыт, ничто не забыто».

          В суровых битвах рождалась, закалялась и упрочнялась держава Российская. За свою более чем тысячелетнюю историю Родина наша многократно оказывалась на краю гибели. Но всякий раз судьба ниспосылала ей благословенных освободителей, обладающих умом, мужеством и готовностью к свершению подвига.

             Много горьких слов сказано о Великой Отечественной войне. Слов праведных – о миллионных жертвах, о невиданных зверствах, о том, что в стране не было семьи, которую горе обошло бы стороной.  

   Не обошло оно стороной и семью Пестовых. Непростой жизненный путь и испытания выпали на долю этой семьи.

 

                           Сегодня мы познакомимся с отрывками из книги, которая уже не раз переиздавалась. В течение многих лет она перепечатывалась на пишущей машинке под копирку и подписывалась «ГБР» – «грешный Божий раб». Написавший книгу человек – силен и крепок духовно. Вера в Бога помогла ему выстоять и не сломиться. И даже то, что он решил рассказать нам о пережитом, лишний раз убеждает нас, что автор — человек мужественный и хорошо понимающий, что ответственность  — качество, имеющее ценность только применительно к себе. 

                      В советские годы существовали запретные темы, книги на эти темы  не могли выходить официально. Автор книги профессор, доктор химических наук Николай Евграфович Пестов – «грешный Божий раб», как он себя называл. 

              Книга «Жизнь для вечности» была самой первой из написанных Николаем Евграфовичем. Причиной ее появления стало трагическое событие – смерть горячо любимого сына Николая, погибшего в 1943 году на фронте в 19 лет в своем втором бою. Смерть сына Николай Евграфович переживал очень тяжело.

            Николай Евграфович не дожил до того времени, когда его книги стали печатать в типографиях и издавать многотысячными тиражами. Но повествование о любимом сыне, который с верой жил и с верой отдал свою жизнь, чтобы жили другие, по-прежнему не может оставить нас равнодушными, не может не призвать задуматься о тех же глубоких вопросах, о которых размышлял этот замечательный юноша.

          Есть обычай ставить памятники на дорогих сердцу могилах. У семьи Пестовых нет могилы их сына – он похоронен далеко, на поле боя, на братском кладбище. Памятником будут ему строки, в которых отец хотел описать его образ, его жизнь и поступки, последние героические часы его жизни и передать основы его цельного, глубоко христианского миросозерцания.

Начнем знакомство с Колюшей Пестовым, главным героем книги его отца Н.Е. Пестова. Это рассказ о жизни «Колюши» с раннего детства, когда закладывался его характер, до ранней смерти на поле боя.

А начиналось все радостно и мирно….

Ученик 1:

         Своего первого ребенка в семье ПЕСТОВЫХ при крещении назвали Николаем в честь великого Святителя Николая Мирликийского. Но с раннего детства за ним сохранилось ласковое имя Колюша, и оно так гармонировало с его нежной душой, что сохранилось за ним до зрелого возраста до последних дней его жизни.

Ученик 2:

      Как замечено в жизни христианских семейств, черты характера святого, в честь которого называют ребенка, передаются последнему. Как будет видно из дальнейшего, это в полной мере имело место и для Колюши.

     С младенческих лет мальчик рос очень здоровым ребенком и за всю свою жизнь не перенес ни одной тяжелой болезни.

      Ученик 3:

     Когда у Пестовых родилась Наташа, Колюше было около двух лет. К своей сестричке он проявлял большую нежность. Братик садился на низенький стульчик перед колыбелью Наташи и в такт хлопал своими ручонками, когда отец с мамой пели следующую незатейливую песенку:

 

Печку затопим в своей комнатушке,

Сядет на стульчик сыночек Колюша,

                                          Ручками хлопнет, и все мы втроем

                                          Нашей Наташеньке песню споем.

Ученик 4:

         В Колюшу было заложено нежное сердце, отзывчивое к горю и страданиям окружающих. Ребенком лет 5-ти он любил рассказывать о преподобном Серафиме по большой картине, на которой были изображены различные случаи из его жития. Когда он доходил до эпизода с избиением преподобного разбойниками, то останавливался, закрывая глаза ручкой, и говорил: «Не могу смотреть». 

 

Учитель:

            Жалостливость, которую родители старались привить детям, была вообще характерной чертой Колюши. Когда ему было около четырех лет, он очень любил стихотворения. Но это стихотворение Колюша любил декламировать с мамой в лицах. Он садился в уголок с грустным личиком и затем бросался на шею к маме со словами: «Прости».

СЦЕНКА

Мальчик Ваня пришел из школы без книг. Мама спрашивает его:

 – Ваня, где же твои книги?

– Я из школы их не взял.

Снова Ваня возвратился

И опять пришел без книг,

Сел тихонько в уголочек

И головкою поник.

– Ваня, где же твои книги?

– Я вчера их потерял!

– Как же, мальчик?! Как же, Ваня?!

Что же, будет так и дале?

 —Сердце маме лгать не может…

Ваня со слезами сознается, что он отдал свои книги бедному мальчику, который не мог их купить. Ваня просит его простить и говорит, что сам будет учить уроки по памяти. «А потом что было?» – просил он у мамы ему подсказать дальнейшее. Очевидно, поступок Вани глубоко запал в сердце Колюши.

Ученик 6:

            Уже с самого раннего возраста Колюша также очень любил подавать нищим. Отправляясь гулять со своей воспитательницей, он брал всегда с собой спичечную коробочку с медными деньгами. Зоркими глазками он искал по улице нищих. Если нищий встречался на другой стороне улицы, то он старался добиться разрешения перебежать через улицу, чтобы подать нищему. 

Ученик 7:

Колюша был живым и подвижным мальчиком. Семи лет он начал учиться играть на рояле. Нелегко ему было сидеть спокойно и выигрывать скучные гаммы.

 «Надо играть, голубок мой», – побуждала его мама возобновлять прерываемую игру. «Подожди, мамочка, – отвечал Колюша, – я только крылышками помахаю». Он соскакивал со стула и начинал бегать по комнате, размахивая руками, согнутыми в локтях наподобие крыльев. Так отдохнув, он возобновлял занятия.

 

Ученик 8:

           Не было случая, когда Колюша капризничал. Мальчик от природы имел очень нежную кожу и был чувствителен к горячей воде, поэтому, когда его мама мыла в ванне, дело нередко сопровождалось слезами. По мнению Колюши, его не мыли, а всегда «шпарили». Так же чувствителен он был и к прикосновению к его коже хотя бы несколько грубой шерстяной материи: от нее его тело покрывалось прыщами. «Как же это ты, Колюша, будешь служить в армии, ведь там тебе придется носить суконную шинель?» – заранее сокрушалась мама. Маленький сын успокаивал ее преждевременное беспокойство и говорил: «Не бойся, мамочка, я попрошу мне под ворот баечки подшить, скажу, что меня шинелька заколола».

Ученик 9:

          Восьми лет Колюша поступил сразу во второй класс школы, за первый класс он был подготовлен дома. Его не готовили специально ко второму классу: как-то само собой вышло, что он к семи годам уже бегло читал, писал и хорошо считал, и в первом классе ему нечего было делать.

        Колюша был одаренным мальчиком по своим умственным способностям. Наука давалась ему легко, он учился как бы шутя: был всегда отличником и в конце года приносил награды и похвальные грамоты.

Учитель:            

       С детства в Колюше развивался опыт в борьбе со своими слабостями. Когда он был мальчиком лет 10, у него появилась страсть: он стал собирать старые железнодорожные билеты. Живя на даче, он ходил по просекам, ведущим к станции, внимательно осматривал дорожку и собирал брошенные билетики. Затем он рассортировывал их по станциям и зонам и так накопил их целый мешок. Мама боялась заразы от грязных билетов и уговаривала сына оставить это пустое занятие. И Колюша нашел в себе силу раз и навсегда победить свое пристрастие. Он сразу сжег все билеты в печке и более не обращал на них внимания. Описание этого случая сохранилось в семейной детской стенной газете «Наше детство», издаваемой под девизом «Работай над собой» (№ 3 за 1934 год). Эту газету составляли дети и мама, а оформляли и разрисовывали сами дети. Там описывались поведение и успехи в учебе детей, семейные события, пожелания и советы детям, шутки, загадки и т. п. Заметка о Колюшиных билетиках заканчивается словами: «Колюша понял, что нельзя ничему быть рабом. Он победил себя. Ура Колюше!»

 

Ученик 10:

            Зимние вечера перед ужином дети проводили в комнате отца.  В это время Отец читал им рассказы из Священного Писания, жития святых или другую подходящую для их возраста духовную литературу. Чтобы не было принужденной обстановки, дети могли в это время заниматься любыми рукоделиями: вышивать, вырезать и клеить елочные игрушки, рисовать и т. п.

 

Ученик 11:

             Колюша в это время любил рисовать закладки для духовных книг с текстами из Священного Писания, делал изящные поплавочки к лампадкам и подставочки к иконам, склеивал и разрисовывал красками чехольчик к миниатюрному Евангелию и т. п. Все это он делал по своей инициативе, без всякой просьбы. На одной из таких закладок он нарисовал красками зеленые веточки и певчую птичку на них. Ниже он написал текст из Священного Писания, который он выбрал сам и который стал девизом его жизни: «От Тебя победа и от Тебя мудрость, и Твоя слава, а я Твой раб» (2 Езд. 4:59).

 Учитель: 

        Каждое лето дети Пестовых проводили на даче или в деревне под Москвой. Здесь Колюша много времени посвящал деревенским малышам: он любил играть с ними, катал их на своем велосипеде, забавлял и т. д.

 Колюша всегда был активным участником всех традиционных обычаев семьи. Зимой, обычно 7 или 8 января, торжественно справлялась Рождественская елка.

      Насколько было возможно, в семье отмечались большие церковные праздники, в согласии с традициями русского народа. На Пасху дети сами красили яйца, на Благовещенье выпускали на волю из клеток птичек, на Троицу украшали комнаты березками и цветами и т. п. Дети жили дружно и ссорились очень редко.

         Как и другие из детей семьи Пестовых, Колюша перед праздниками ходил в храм, причащаясь обычно не реже одного раза в месяц. Но если в детстве он делал все это из послушания, то юношей он глубоко стал понимать секрет успеха во всех жизненных делах и стал усиленно молиться и искать помощи у Бога, когда в этом чувствовал нужду. Больше всего он любил читать акафист своему Ангелу – Святителю Николаю – и знал его наизусть. Как правило, он прочитывал его перед каждым из своих экзаменов. К молитве он относился очень серьезно и не допускал небрежности в одежде, когда стоял на молитве.

 

Ученик 12: 

        А еще Колюша хорошо играл в шахматы, но никогда не увлекался ими. Он был очень подвижен, любил сыграть на пианино. Были у него и две любимые поговорки. Когда случалось что-то неприятное, то он отвечал шутливо: «Ну и пусть». Он легко относился к неприятностям в жизни. Когда ему сообщали что-то приятное, он восклицал: «А я и рад!»

 

Ученик 13:

    Товарищи любили Колюшу за его неизменную готовность помочь им в учебных делах. Обладая прекрасными способностями и знанием предмета, он вместе с тем умел ясно и просто объяснить уроки. У товарищей по школе он получил прозвище «Профессор». Многие из товарищей Колюши просили его проверить их сочинения, дать списать решенную задачу и т. п. 

      Будучи в предпоследнем классе школы, Колюша поступил на заочные курсы немецкого языка. Он усердно занимался на них и в два года выполнил трех годичную программу обучения для получения звания переводчика.

Учитель:          

 Когда Николай кончил среднюю школу, то для него не был ясен вопрос о выборе дальнейшего пути. 

 Он выбрал наконец специальность «автоматика и телемеханика» в Энергетическом институте. В институт он был принят без экзамена как круглый отличник. Война помешала занятиям. В начале войны, когда семья не знала, где придется зимовать, Коле приходилось перетаскивать тюки с шубами, валенками и другими вещами в деревню, из деревни – на дачу под Москвой и затем опять в Москву. «Я теперь знаю, что такое война, – шутил юноша. – Это значит все время таскать вещи с одного места на другое». Но он никогда не горевал.

           Немцы быстро продвигались вглубь страны и приближались к Москве. Началась сплошная эвакуация учреждений, заводов и вузов. Энергетический институт был вывезен в Среднюю Азию, а Колюша остался с семьей в Москве. Так как все учреждения эвакуировались, то в семье все остались без работы. Чтобы хоть что-нибудь заработать, всей семьей стали плести веревочные сумки – «авоськи». Но это давало мизерный заработок и право лишь на одну рабочую карточку для всей семьи. 

   Колюше предложили быть истопником в доме. Семья получила вторую рабочую карточку. 

 

Ученик 14:

          Когда Колюшу призвали в военкомат, он был направлен курсантом в пулеметно-минометное училище.

     Настал час разлуки. Всей семьей пошли его провожать. Он простился со всеми совершенно спокойно и легкими шагами ушел за дверь комендантского помещения, охраняемую часовым… Так кончилась юность Колюши, кончилась беззаботная жизнь в отеческом доме. Начался период тяжелых испытаний.

Учитель:

  Коля ушел 18-летним юношей, еще никогда не покидавшим семью, не жившим самостоятельной жизнью. Через его письма члены семьи увидели в Коле то, чего не знали ранее: выдержку и бодрость в испытаниях и невзгодах, собранность воли, цельность личности, верность своим принципам и внутреннему голосу, чуткость и отзывчивость к окружающим и исполнение на деле заповеди «быть всем слугою».

    В первых числах ноября 1942 года Коля писал домой: «Здравствуйте, мои дорогие! Поздравляю вас с наступлением зимы. 

                  Вчера мы, как и всегда, через 3 минуты после „подъема“в одних рубашках были на дворе. За ночь сильно похолодало, был мороз градусов пять. Мы 15 минут занимались физ. Зарядкой, потом, как сумасшедшие, помчались в помещение. Через полчаса мы уже были одеты и с винтовками пошли на строевые занятия. От холодного прикосновения винтовки и стального затыльника приклада руки мерзли ужасно. И как я ни старался натянуть рукав шинели на пальцы, я их сильно поморозил, и у меня до самой ночи сильно ломило в суставах при движении пальцев.»

     Каждое письмо Коли с фронта начиналось словами: «Здравствуйте, мои дорогие!» или «Здравствуйте, мои милые!»

               29 августа 1943 года Николай находился на передовой и все же успел написать письмо родным. К великому горю всех оно оказалось последним его письмом с фронта.

30 августа 1943 года Коля Пестов погиб

Танец «Ангел» хореографической группы обучающихся.

Учитель: Объявлена Минута молчания

  Учитель:

   Книга о Коле Пестове — ценнейшее свидетельство не только о нем и его близких, но и о военном времени. В поступках сына Пестовых звучит живой голос воспитания, упоминаются реалии того времени. Мы увидели черты давно ушедшей эпохи. Иным было отношение людей друг к другу, иными были и сами люди. В рассуждениях Коли раскрывается его глубокий внутренний мир. Решающие вехи на его пути – вера, и верность, поступки, возвышающие над суетой и шумом обыденной жизни.

               Ощущая тепло этой замечательной семьи, веришь-какие бы испытания ни выпали на долю таких людей, они смогут их достойно перенести.

            Отечество, Родина – это не только то место, где ты родился и живешь, это ее культура, язык, самобытность, православная вера, но и история твоей страны, каждой семьи.

         Человек подобен веточке, давшей новый росток на теле дерева, называемого РОДИНА.И как веточка не может жить вне дерева, так и человек не может полноценно жить и приносить духовные плоды и настоящую пользу обществу без жертвенности и героизма.

        Герой совершает только добрые дела. Герой чист сердцем, он о себе не думает. Он свою силу духа, свой ум отдает на служение своему народу. Таким был и погибший девятнадцатилетний Николай Пестов. Рассказывая о нем, мы видели то, что видел автор книги, мы видели быт и ценности той эпохи, а детали и мелочи создают впечатление достоверности, эффект присутствия.

      Зачем порвались связи людские, их жизни? Мы должны помнить этих людей! Автор заставляет наши сердца протестовать против забвения, обжигать их болью и состраданием, сочувствием и сопереживанием.

       Перед уходом на фронт Коля окончил военное училище. Совсем другим приехал он из Ярославля. Туда он уехал веселым и жизнерадостным, а вернулся серьезным, сосредоточенным, задумчивым и молчаливым. 

                  Самым сильным влиянием обладает личный пример. Жизнь Коли Пестова свидетельствует о том, что можно сохранять человеческое достоинство в трудных обстоятельствах, можно тихо, скромно, незаметно совершать в повседневной жизни значительные, если не сказать героические поступки. А еще можно заглянуть в душу девятнадцатилетнего автора писем с фронта. И увидеть образ простого и сильного, хотя совсем еще юного человека, который честно защищал свою Родину с верой в Бога.

 Сейчас мы каждому вручим по письму Коли Пестова с фронта. Вы, ребята, прочитав их почувствуете, что и семья Пестовых и Родина много потеряли в Коле, который был так светел умом и так чист сердцем. Погиб Коля Пестов в ореоле юношеской чистоты, красоты подвига самозабвения и совершенной преданности долгу, и защите Отечества.

(Вручаются письма Коли Пестова с фронта присутствующим).

   

Учитель:

              Чтобы сохранить преемственную связь, нужно знать наших защитников Отечества, почувствовать духовную связь с ними, духовное родство. Нужно сохранить память о них, как можно больше знать сведений нашим современникам об исторической преемственности поколений. Чтобы защитники Родины присутствовали в нашей жизни, чтобы дух их подвига был нам родным и близким, и мы с благодарностью всегда вспоминали поименно всех, тех, кто отдал свою жизнь за победу над фашизмом.

 

Ученики: (звучит звукозапись мелодии песни «Журавли»)

 

Ученик 1:

Пусть живет память тех, кто страну защищая,
В бой, в атаку шел, смерть глубоко презирая,
Не завянут цветы на могилах, пусть, братских,
Пусть не будет уже «похоронок» солдатских.
Ученик 2:
Пусть грохочут над нами салютов раскаты.
Пусть на мирной земле служат наши солдаты.
Пусть на небе сверкают лишь молний всполохи,
Не роняют пусть, вдовы, тяжкие вздохи.
Ученик 3:

Разойдутся пусть тучи, отступят все беды,
В этот день, майский день, день великой Победы.
Пусть не будет войны, пусть не будет печали,
Пусть сады расцветут, чтоб в них дети играли.
Ученик 4:
Пусть легка и светла будет к цели дорога,
Пусть не будет врагов, а друзей будет много.
Солнце выглянет пусть, растворится ненастье,
Пусть развеется грусть, пусть придет к людям счастье.

      Мир – это счастливая жизнь, это спокойствие, это разумность, радость улыбок, душевное тепло и комфорт.

       Мир во всем мире, жизнь без горьких слез утрат, без разрухи, без чувства постоянной опасности, счастливые, радостные улыбки детей и матерей всей планеты- вот за что положили свои жизни миллионы людей защищая Родину.

        Работа Пабло Пикассо — изображение голубя, держащего оливковую ветвь в клюве, является символом мира и эмблемой Акции «Голубь мира». Мы все призваны и сегодня пробуждать детей и взрослых к поиску мира, а также осмыслению каждым человеком своего вклада в дело по защите мира на планете, в своей стране, в своем доме. 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Пестов Н.Е. Жизнь для вечности. М.: Издательский дом «Никея»,2016.

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели