«Воззрите с высоты Небесныя славы на нас…»
Солнце палило нещадно. Каменистая земля, иссушенная зноем, была пустынной — все как будто вымерло. Только из-за холмов доносился шум морских волн, а над головой какого-нибудь одинокого путника, затерявшегося в этих краях, парил орел, широко раскинув крылья в ожидании очередного кровавого пиршества. Внезапно вдали поднялось облако пыли — к Ефесу приближались римские всадники. Император Деций Траян приказал устроить языческий жертвенник, и по всему городу начались аресты христиан. До Восстановителя Дакии дошел слух, что знатные граждане Ефеса исповедуют веру во Христа.
— Я вытравлю эту заразу, — кричал в припадке бешенства император. — Я заставлю жестокими пытками отречься жителей города от Христа.
Давно римские язычники выражали свое недовольство. Ведь Ефес стал убежищем для Божией Матери и любимого ученика Спасителя — святого апостола Иоанна Богослова. Это он вместе с Пресвятой Богородицей оплакивал Спасителя у подножия Креста на Голгофе. И тогда Распятый Господь сказал Своей Матери: «Жено! се сын Твой». А как еще мог утешить Спаситель близкого человека? После Вознесения Господа Иоанн предоставил Ей свой родительский дом близ горы Елеонской в Иерусалиме, заботился о Пресвятой Деве Марии с безраздельной любовью и самоотверженностью. Прошло полтора столетия, а жители Ефеса до сих пор помнили, как здесь Иоанн Богослов исцелял и воскрешал людей. Тайнозритель судеб Божиих написал в этом городе Евангелие.
— Без любви не может человек приблизиться к Богу, и поэтому мы не будем сопротивляться римскому императору, а пройдем свой крестный путь до конца, как поступил Господь, — говорил Максимилиан, сын ефесского градоначальника, своим друзьям.
Их было семеро: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Константин и Антонин. Все они ходили молиться в церковь за тех, кого уже успел убить Деций за отказ принести жертвы языческим идолам.
— Почему вы не хотите отступить от своей веры? Это ведь так просто! — возмущался в порыве гнева и ненависти император, когда к нему привели семерых юношей.
Максимилиан сказал за всех: «Мы знаем Бога, слава Которого наполняет небо и землю, и приносим Ему тайную жертву исповеданием веры и постоянной молитвой!»
Недовольный император отпустил отроков с условием, что они через несколько дней должны будут прийти к нему снова и дать окончательный ответ.
Юные христиане скрылись в пещере, чтобы укрепиться духовно, прежде чем принять мученическую смерть за Господа. Узнав об этом, император приказал замуровать вход в пещеру.
Через двести лет один крестьянин на этом месте добывал камни и случайно раскопал вход. К нему навстречу вышли семь живых юношей, сиявших неизреченным светом Божией благодати.
— Возможно ли такое? — удивлялись жители Ефеса, потому что они забыли Слово Христово и впали в пагубную ересь.
Разве мы, современные люди, не такие же еретики и язычники, когда своими поступками распинаем Христа и хулим Его имя, как это делал около Спасителя один из умирающих разбойников на Кресте? Перед нами тоже лежат два пути — либо мы будем брать пример со святых отроков Ефесских и не поступимся Православной верой, будем смиренно просить: «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем!», либо пойдем за язычниками, которые не верят в Господа нашего Иисуса Христа. Одна дорога ведет к Божественному свету вечной жизни, а другая — во тьму кромешную.
Эссе от 17.08.2014 г.