«Иисус Христос есть Начальник мира и Податель жизни»
2 июля, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице, день памяти апостола Иуды, брата Господня, в храмах Юго-Западного благочиния г. Саранска были совершены воскресные Божественные литургии.
«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры, я поздравляю вас с воскресным днем. Сегодня на Литургии мы слышали отрывок из Святого Евангелия от апостола Матфея, в котором рассказывается о том, как Господь пришел в Капернаум и к Нему обратился римский сотник, т.е. военачальник, командовавший сотней солдат. Он попросил Спасителя исцелить своего слугу. Господь пообещал прийти к нему, на что сотник ответил: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой» (Мф. 8: 8). Господь был удивлен, что среди римских язычников есть глубоко верующие люди. Таких нет даже среди народа Израилева, который всегда считался богоизбранным. Христос исцеляет слугу сотника. Так и мы, дорогие братья и сестры, должны уподобиться сотнику. Святитель Феофан Затворник, поясняя данный евангельский отрывок, сказал: «О, когда бы и нам попасть хоть на след такой веры! Но и она есть дар, и дара этого тоже надо просить и просить с верою. Будем же просить ее, по крайней мере с чувством нужды в ней, просить постоянно, притрудно, помогая в то же время раскрытию ее в нас соответственными размышлениями, а более всего покорностью заповедям Божиим». Мы часто до конца не понимаем, что вера является даром Божиим, и этот дар нужно в себе взращивать исполнением заповедей Христа. Сотник ничего не знал о Священном Писании, а вера в нем была в тысячу раз сильнее, нежели у нас с вами. Этот военачальник проявил смирение, когда посчитал себя недостойным посещения Господом, но он уверовал во власть Христа. «Достаточно только Твоего слова, чтобы помочь моему подчиненному!» — рассуждает сотник. Он твердо верит в то, что Иисус Христос есть Начальник мира и Податель жизни. Но вера сотника еще подкрепляется делами — он заботится о своем больном слуге. Из истории мы знаем, что в те времена к рабам относились как к вещам. У них не было никаких прав. Поэтому поведение сотника является из ряда вон выходящим. Он показывает свою человечность и выражает любовь к рабу, не боясь идти против общественного мнения. Он целенаправленно выходит встречать Спасителя не ради себя, а ради другого человека. В этом тоже заключается христианская жертвенность сотника и доказывает, что его вера не была слепой. Она была искренней, действенной и в какой-то степени детской, потому что сотник без всяких раздумий и с открытым сердцем обратился ко Господу.
По церковному преданию, звали сотника Гай Кассий Лонгин. Именно он был в составе стражи при Кресте Христа на Голгофе. Он же охранял Гроб Господень и оказался свидетелем воскресения Спасителя. Впоследствии он принял мученическую смерть за Христа.
Сегодня мы празднуем память апостола Иуды, брата Господня. К сожалению это имя у многих ассоциируется с другим Иудой, который предал Спасителя. Мы знаем, что апостол Иуда, сводный брат Христа, выразил свое недовольство, когда его отец Иосиф Обручник делил свое наследство и хотел часть земли отдать Господу. «Он нам не родной брат!» — возмущался Иуда. Другой же брат Иаков взял в свою долю Христа. Потом апостол Иуда всю жизнь раскаивался в содеянном. Он написал Соборное Послание, где называет себя братом Иакова, но не братом Господним, потому что ему было стыдно из-за своего греха. В Послании апостол Иуда призывает всех нас: «Сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни» (Иуд. 1: 21). Так что же должен сделать человек, если он любит Господа? Мы должны, дорогие братья и сестры, соблюдать заповеди Божии по любви, а не из-за страха быть наказанными Богом. Ведь не случайно мы называем Господа своим Отцом. И если мы любим Его, то должны делать то, что Он нам говорит.
Желаю всем вам, дорогие мои, крепкой веры, чтобы в трудные минуты Господь вас не оставлял и поддерживал. Аминь».
Из проповедей в храме святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, г. Саранска.