«Покаяние есть исправление»
18 марта, в Неделю 4-ю Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника, протоиерей Андрей Копейкин совершил Божественную литургию в храме святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских. По окончании богослужения иерей Александр Старков обратился к верующим с проповедью:
«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Я поздравляю всех причастников с принятием Святых Христовых Таин. Тело и Кровь нашего Господа совершают великое чудо, избавляя людей от демонических сил. Сегодня мы слушали евангельское повествование от апостола Марка, в котором как раз и говорилось о борьбе человека с темными силами земного мира. Когда Спаситель спустился вместе со Своими учениками с горы Фавор, Он увидел большое количество людей, которые о чем-то спорили с книжниками — толкователями ветхозаветных законов. Оказывается, причиной спора был отрок, страдавший беснованием. Злой дух его повергал на землю, «бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить» (Мк. 9, 22), и мальчик цепенел, скрежетал зубами, испуская пену из уст. Отец ребенка обратился к Спасителю за помощью в исцелении своего сына. Христос сказал: «Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему» (Мк. 9, 23). В этих словах заключен истинный смысл жизни христианина. Только с верой в Бога можно преодолеть страдания, искушения и все остальное, что связывает человека с миром тьмы. Ведь вся наша земная жизнь наполнена нечистыми духами. И мы видим, как Спаситель постоянно боролся со злом. Он много раз изгонял бесов из страждущих, тем самым проявляя Свою Божественную власть над несовершенным миром. И после распятия Христос тоже изгонял бесов, о чем свидетельствует, например, апостол Марк: «Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов» (Мк. 16, 9). Но это не значит, что после Воскресения Господа люди не могут сами бороться с диаволом. «Все возможно верующему», — эти слова Спасителя мы не должны забывать никогда.
Отец отрока был верующим человеком, но посмотрите, как он со слезами воскликнул: «Верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк. 9, 24). Человек находится в двусмысленном состоянии — он себя считает верующим, но в то же время понимает всю противоречивость своего духовного порыва к Богу, когда не получается жить по-христиански, потому что одолевают разные бесы. Господь помогает этой семье, и отрок исцеляется. Уже потом апостолы удивленно спросили Христа, почему они не смогли изгнать бесов из ребенка. И Сын Божий говорит им: «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк. 9, 29). Да, действительно, апостолы, впрочем, как и мы тоже, еще не научились молиться. Из Святого Евангелия мы узнаем, что апостолы не постились и не были усердными молитвенниками. В Гефсиманском саду Христос попросил их не спать и находиться рядом с Ним во время молитвы, а они по слабости своей заснули. И мы вот точно так же слабы в противостоянии диаволу. Сколько уже великих постов нами пройдено, но мы по-прежнему совершаем одни и те же грехи. Каждый из нас исповедуется, причащается, соборуется. Казалось бы, почистили свою душу, а наши грехи все равно преумножаются. Дорогие братья и сестры, не совсем правильно мы понимаем, как пользоваться главным оружием против бесовских сил внутри себя. Молитва сопровождается покаянием, а покаяние есть исправление. Не просто нужно рассказать на исповеди про свои грехи, нам следует избавляться от бесов, то есть от наших грехов, и постоянно направлять свои мысли ко спасению души. Будем же молиться, чтобы Господь Своей благодатью помогал нам через покаяние соединиться с Богом! Аминь».